ЛУКИ́Н Лев Ив. (наст. фам. Сакс) (1892-1961) - балетмейстер. Окончил Моск. муз. уч-ще им. Гнесиных в 1910 и балет. студию под рук-вом Э. Элирова в 1912. Учился также в балет. студии под рук-вом А. Шаломытовой, где дебютировал как балетмейстер, поставив "Арлекинаду" Р. Дриго. В 1920-24 руководил созданной им труппой "Студия Свободного балета" / "Моск. Свободный балет". Осн. пост.: "Сарказмы" и "Мимолетности" (1920, С. Прокофьев), "Трагич. поэма" и "Сатаническая поэма" (1921, А. Скрябин), "Этюды к "Поэме Экстаза"" и "11 танц. номеров" (1922, Скрябин), "Сафо" (1923, А. Лурье), "Древнееврейские пляски" (1923), "Испанские танцы" (1924), "12 танцев" (1924, Ф. Шопен), "Вторая рапсодия" (1924, Ф. Лист). В 1924-30 балетмейстер и реж. Бакинского рабочего т-ра. В 1936-44 рук. Моск. студии им. А. Дункан. Пост.: "Шестая симфония" П. Чайковского (I и IV ч.), "Карнавал" Р. Шумана, "Шехеразада" Н. Римского-Корсакова, хореографич. номера на музыку Шопена, Скрябина, Ф. Листа и др. Поставил также балет "Кармен-сюита" (1927, Ж. Бизе) в Тифлисском т-ре и "Конек-Горбунок" (1950, Ц. Пуни) в Уфимском т-ре оперы и балета. В 1945-60 занимался режиссурой, работал в цирке, ставил танцы на эстраде, в операх, водевилях, драм. спектаклях; преподавал в худ. самодеятельности. Балетмейстер-экспериментатор, в 1920-е гг. - один из создателей новых пластич. форм. Л. стремился через скульптурно-графич. композиции, в единстве музыки и танца выявить не раскрытые ранее возможности человеч. тела. В пост. сочетал акробатику, классику и свободную пластику. Был причислен критикой к "левым" балетмейстерам, его хореографич. соч. называли "рус. экспрессионизмом".
лукин лев иванович
Энциклопедический словарь
Луки́н Лев Иванович (Сакс) (1892-1961), балетмейстер. В 1920 создал Студию свободного балета (существовала до 1924). Постановки: «Сарказмы» и «Мимолётности» на музыку С. С. Прокофьева (1920), «Этюды к "Поэме экстаза"» на музыку А. Н. Скрябина (1922), «Сафо» А. Лурье (1923), «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе (1927) и др. Сочетал акробатику, классический танец и свободную пластику. В 1936-44 руководил Студией им. А. Дункан в Москве. Ставил эстрадные танцевальные композиции, танцы в драматических театрах.